Детские болезни

на главную        содержание

 

Раздел 4. Грудные дети

Анатомо-физиологические особенности
Воздушные ванны, закаливание и гимнастика

Особенностью грудничков, а это дети от 4 недель до 1  года,  является их интенсивное физическое, в том числе двигательное, психическое  и  интеллектуальное развитие. В первые 3 месяца рост увеличивается на 9 см, с 4 по 6 мес. - на 7,5 см, с 7 по 9 мес. - на 4,5-6,0 см, и  с  10  но  12 мес. - на 3 см. В среднем эта сумма составляет 24-27 см.

Вес удваивается к 4-5 мес. и утраивается к  году.  Точнее  определить можно так: в течение первого полугодия ребенок должен прибавлять  каждый месяц по 800 г, а в течение второго - по 400 г ежемесячно.

Происходит резкий «скачок» в совершенствовании двигательных функций - от полной беспомощности до самостоятельной ходьбы и манипуляций с игрушками.

Вместе с тем из-за недостаточной зрелости пищеварительного тракта еще довольно часты желудочно-кишечные заболевания. Но питание только грудным молоком приемлемо лишь в первые 4 месяца. С введением  прикорма  другими продуктами изменяется процесс их переваривания и начинают вырабатываться пищеварительные соки несколько иного состава.

Обмен веществ ввиду возросшей нагрузки  подвержен  нарушениям:  могут возникнуть рахит и анемия (малокровие). В грудном возрасте ребенок теряет приобретенный материнский иммунитет, а собственный  еще  недостаточно развит. Это (а также особенности строения его дыхательной системы - незрелость тканей легкого, узость носовых ходов, трахеи, бронхов)  вызывает частые пневмонии, бронхиты, вирусные заболевания (грипп, ОРВИ). Противовес им - закаливание детей: массаж, гимнастика, водные процедуры.

АНАТОМО-ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ.

Кожа: очень нежна, легко ранима. В связи с несовершенной теплорегуляцией легко наступают перегревание или переохлаждение организма.

Подкожно-жировой слой. Масса его нарастает, что может явиться  причиной крайне нежелательного ожирения.

Костная система: Соединения костей черепа становятся более  прочными.  К 1-2 мес. закрывается малый родничок, а к году - большой. Слишком  раннее их зарастание, которое бывает при патологиях обмена веществ, вызывает сжатие и последующую деформацию головного мозга, позднее (при определенных условиях) сопутствует гидроцефалии - водянке головного мозга.

Прорезывание зубов начинается в 6-8  месяцев.  Вначале  появляются  2 нижних зуба, затем 2 - верхних, после них - еще 2 верхних  по  бокам  от предыдущих, и, наконец, 2 нижних по бокам от предыдущих нижних, т.е. годовалый ребенок должен иметь 8 зубов. Появление  их  сопровождается  небольшим повышением температуры, беспокойством, бессонницей,  недомоганием. Это не должно волновать родителей, так как такие проявления бывают у большинства здоровых детей. Чтобы зубы прорезывались быстрее - дайте ребенку погрызть специальное резиновое колечко, морковку. Небольшую температуру (до 38ёС) «сбивать» не следует - она естественная защитная  реакция организма (см. также гл. Стоматология).

Мышечная система. Если поза, когда у ребенка руки в покое согнуты  в локтях, а ноги - в коленях и притянуты к животу, поза оправданная до 2,5 мес., сохраняется и дальше, необходима консультация невропатолога,  т.к.  это может быть признаком неврологического заболевания.

Дыхательная система. Глубина дыхания увеличивается благодаря дальнейшему развитию легких.

Состояние следует учитывать по следующим параметрам: до 3 мес. частота дыханий составляет в 1 мин. 40-45, в 4-6 мес. - 35-40, в 7-12 мес.  - 30-35 вдохов-выдохов. У детей до 1 года на 1 дыхание должно  приходиться 3 удара пульса.

Сердечнососудистая система. В возрасте до 1 года усиленно  нарастает масса сердца. Частота пульса постепенно уменьшается, составляя 125  ударов в минуту. Артериальное давление, наоборот, постепенно  увеличивается до 90/63 мм рт. ст.

Пищеварительная система. Органы еще недостаточно  функционально  зрелые, поэтому до возраста 4,5-5 мес. ребенок питается в основном  грудным молоком, в промежутках между кормлениями его допаивают кипяченой  водой, слабым раствором глюкозы (5 %)  или  солевым  физиологическим  раствором (0,9 % раствора поваренной соли). Постепенно начинают давать соки, каши, творог. Новые продукты следует вводить в рацион очень  осторожно,  отмечая, не возникает ли аллергической реакции в виде сыпи, зуда,  покраснения и других проявлений непереносимости.

Следует помнить, что у грудных детей интенсивность всасывания  в  кишечнике питательных веществ очень высока. На 1 кг массы их тела требуется в 2-2,5 раза больше пищи, чем взрослому.

Мочеполовая система. Объем мочевого пузыря увеличивается, стенки становятся эластичнее. К концу первого года число мочеиспусканий уменьшается до 15-16 раз в сутки.

Нервная система. Уже в самом начале грудного периода ребенок начинает фиксировать взгляд на ярких предметах, при появлении чувства голода плачет, сосет пальцы, при близости материнской груди оживляется,  поворачивает голову, производит сосательные и глотательные движения. В этом возрасте уже становятся более сильными мышцы шеи и спины, и  ребенок,  лежа на животе, ненадолго приподнимает голову,  а  в  вертикальном  положении несколько секунд удерживает ее прямо. При прикосновении к  подошвам  ребенка, лежащего на животе, он отталкивается ногами и пытается ползти,  а если поддерживать его под мышки, опирается ногами.

Двухмесячный удерживает голову в течение более  длительного  времени.  Он следит за движущимися предметами, реагирует на голос поворотом  головы. В ответ на обращение к нему улыбается, «гулит». При прикосновении  к стопам ребенок уже не пытается ползти - этот рефлекс исчезает. В 3 месяца не только свободно удерживает голову, но и легко переворачивается  со спины на живот. Более точно улавливает направление звука и поворачивается в его сторону. При близости груди матери, бутылочки или ложки  откры-вает рот, тянется. Проявляет чувства - любит, когда с  ним  играют,  а если перестают заниматься, кричит.

В 4 месяца уже садится при опоре и поддержке.  Начинает  определенным образом реагировать на знакомые и незнакомые лица. Не только  улыбается, но и смеется.

5-месячный ребенок уже хорошо знает мать, различает топ голоса, с которым к нему обратились. Движения его становятся  более  уверенными,  он стоит на ногах, поддерживаемый под мышки.

6-месячный самостоятельно садится и  сидит  без  поддержки.  Пытается ползать на четвереньках, при поддержке встает и делает попытки  переступать ногами, переворачивается с живота на спину. Может есть с ложки.

Начинает произносить первые слоги: ма, ба, па и др.

7-месячный ползает, поднимается на четвереньки, сидит самостоятельно,

при опоре встает на колени. Поддерживаемый под мышки, хорошо переступает ногами.

Повторяет слоги: ма-ма, па-па и др.

8-месячный ребенок свободно ползает, встает и сам  садится,  цепляясь

за кроватку.

Повторяет заученные движения, хлопает в ладоши. Встает и пробует  ходить при поддержке за руки. Мимика становится разнообразной.

9-месячный выполняет довольно сложные движения - перебирает  игрушки, выполняет простые просьбы: «дай ручку» и др.

Ищет спрятанный предмет. Пытается стоять, не опираясь. Ходит, держась за руку. Садится из вертикального положения.

10-месячный сам поднимается и стоит без опоры. Может ходить,  держась за руку.

Подражает движениям взрослых. Начинает произносить простые слова.

11-месячный ребенок встает, садится, нагибается. Знает названия некоторых  предметов  и  показывает  их.  Понимает  запрещения  и  выполняет просьбы. В конце первого года делает первые шаги без поддержки. Произносит отдельные слова. Его запас около 10 слов.

ЗАНЯТИЯ:

От 1 до 3 месяцев. Выкладывать ребенка на  живот  не  только  перед кормлением, но и в середине бодрствования,  периодически  подставлять  к стопам ребенка свою ладонь (опора при ползании).

От 3 до б месяцев. Разговаривать с ним, вызывая ответный лепет. Часто и на более долгое время класть ребенка на стол или  в  манеж  на  живот, стимулируя ползание, протягивать ему игрушки. Показывая их сбоку,  добиваться переворачивания. В этом возрасте ни в коем случае не  следует  ни ставить, ни сажать ребенка.

Из рекомендуемых игрушек функциональны кольца, удобные для захватывания.

От 6 до 12 месяцев. Вызывать подражание произносимым слогам и простым словам. Называть окружающих людей, предметы, действия.  Учить  выполнять некоторые движения и действия по слову взрослого, подкрепляя  его  показом. Побуждать к ползанию, вставанию, ходьбе с опорой, а позднее  и  без нее. Для обогащения ребенка впечатлениями и развития его речи показывать животных, заводные игрушки, а с 10 мес. и картинки. Игрушки не  подвешивать, а класть в манеж, в кроватку, на пол. Совершать элементарные приемы с предметами, наглядные для подражания.

Рекомендуемые игрушки: многокрасочные, звучащие, мячи, легко открывающиеся коробочки, складные матрешки, небольшие пирамидки.

Воздушные ванны, закаливание и гимнастика  грудных  детей. (в начало)

 Воздушные ванны летом проводят на воздухе, а зимой в  помещении,  в  любом  случае температура воздуха не должна быть ниже 22-20ёС.  Начинают  их  с  1-1,5 мес., оставляя ребенка обнаженным на 1-2 мин., 2-3 раза  в  день.  Затем это время постепенно увеличивают и к 6 мес. доводят до 8-10  мин.,  а  к концу года - до 12-15 мин. Во время воздушной ванны надо менять  положение ребенка, одновременно можно проводить массаж или  гимнастику.  Летом воздушные ванны проводят в тени, т.к. у детей до 1 года прямые солнечные лучи могут легко вызвать перегревание (тепловой удар или ожоги кожи).

Водные процедуры начинают обычно в 3-4-месячном  возрасте  с  влажных обтирании, постепенно и осторожно. Вначале в течение 1,5-2  недель  кожу ребенка 2 раза в день растирают сухой фланелью или кусочком мягкой шерстяной ткани до покраснения. После сухих обтираний начинают влажные.  Для этого рекомендуется пользоваться варежкой,  сшитой  из  мягкой  махровой ткани. Ее смачивают в воде, отжимают и равномерно растирают кожу туловища и конечностей. Растирают постепенно отдельные участки тела, остальные в это время находятся под одеялом. Температура воды вначале 3536ёС,  через неделю 32-33ёС, затем каждый месяц температуру снижают на 1ёС, но не ниже 30ёС. Обтирания проводят обычно после утреннего сна в  течение  4-6 мин. Закаливание должно вызывать у ребенка только положительные  эмоции.  При заболевании, остановке в  весе,  повышенной  возбудимости  процедуры следует прекратить. После перерыва их возобновляют с начальных этапов.

Под влиянием физических упражнений улучшается деятельность всех органов и систем организма, лучше развиваются двигательные навыки, правильно формируются мышцы и скелет, ребенок быстрее  растет.  Основное  внимание при занятиях гимнастикой в грудном возрасте уделяют развитию  правильных движений. До 3 мес. активно сгибать и разгибать руки и ноги не  следует, т.к. можно растянуть мышцы и связки. Применяют т.н.  пассивные  упражнения: проводят пальцами по позвоночнику, что вызывает его разгибание, укладывают ребенка на живот - он старается приподнять голову, когда прикасаются к стопам, отталкивается ногами. Полезно, поглаживая его, вызывать активные движения ногами, руками и всего тела.

В возрасте 3-6 мес. вводят движения конечностями ребенка -  скрещивание рук и ног для растягивания мышц-разгибателей спины, а в конце  этого периода - активные упражнения, стимулирующие ползание  и  движения  рук, которые проводят с яркими игрушками.

В возрасте 6-10 мес. на ползание обращают основное внимание: оно  укрепляет многие группы мышц туловища и  конечностей.  Следует  как  можно больше разговаривать с ребенком во время упражнений,  фиксируя  их  словом-указанием. Закрепляя рефлекс, одновременно  развивают  его  речь.  В комплекс упражнений вводят повороты со спины на живот и обратно,  круговые движения руками, выгибание, приседание и др.

В 10-14 мес. ребенок начинает вставать и ходить, понимать речь.  Поэтому в комплекс вводят такие упражнения, как - поднимание ног,  приседание при поддерживании за руки, наклон и выпрямление туловища и др. Занятия способствуют приобретению двигательных навыков, развивают активность и самостоятельность ребенка.

на главную        содержание