Ремонт телевизоров.

 Продолжение главы 8 >>

Глава 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9.

На главную

Глава 8. Специальные цепи обработки звуковых телевизионных сигналов (продолжение)

8.4. Звуковые схемы телевизионных стереоприемников

В этом разделе мы обсудим принципиальные схемы звукового канала телевизора, способного принимать и воспроизводить телевизионную передачу с МКЗ. Далее на рис. от 8.8 до 8.11 представлены звуковые цепи стереотелевизора фирмы SONY. Эти цепи включают: МРХ — декодер, схему шумоподавления, звуковой контроллер и выходной усилитель НЧ. Звуковым контроллером в данном случае названа интегральная микросхема, выполняющая функцию селектора входных аудиосигналов, упоминаемого в предыдущем разделе.

Рис. 8.8. МРХ-декодер телевизора SONY (KV-1981 R)

8.4.1. МРХ-декодер

На рис. 8.8 представлена схема МРХ-декодера, используемая в некоторых моделях телевизоров SONY (например, KV-1981R). МРХ-декодер является многофункциональной схемой, которая выполняет значительное количество операций по обработке стереопередач с МКЗ, рассмотренных в предыдущих разделах, и состоит из одной интегральной схемы IC810 (СХ20112) и ее обвязки. Микросхема IC810 включает в себя: полосовой фильтр SAP (5fH), SAP VCO, SAP ЧМ-детектор, а также сте-реофильтр нижних частот (3fH), детектор пилот-сигнала (1fН), VCO (4fH) с необходимыми делителями и стереодетектор. В IC810 встроена также матрица, обеспечивающая выполнение различных операционных режимов при подаче соответствующих командных сигналов на входы IC810.

Операционные режимы работы МРХ-декодера определяются командными сигналами, подаваемыми на 16, 17 и 20 выводы IC810. В данном МРХ-декодере могут осуществляться несколько операционных режимов:

монофонический, автоматический моно-стерео, SAP и совмещенный.

Высокий уровень на 20 выводе декодера переключает матрицу на передачу только основного моносигнала (L+R).

При низком уровне на 17 выводе матрица переключается на передачу стереосигнала, при условии наличия сигнала пилот-тона. Однако, если сигнал пилот-тона отсутствует, матрица функционирует в монофоническом режиме, передавая сигнал основного звукового канала (L + R).

Низкий уровень на 16 выводе IC801 переключает матрицу на передачу монофонического сигнала SAP (сигнал SAP и в правом, и в левом выходном стереоканале).

В случае когда низкий уровень подается и на 16, и на 17 выводы IC801, матрица передает сигнал SAP в правый стереоканал, а основной звуковой сигнал (L+R) — в левый стереоканал.

Схема блокировки SAP Q872/Q873 управляется выходным сигналом с детектора SAP (вывод 25). При наличии сигнала SAP эта схема обеспечивает наличие на 14 выводе сигнал низкого уровня. При высоком уровне на 14 выводе IC810 канал SAP закрыт.

Канал (L+R): 1 вывод IC810, через ФНЧ на 37 вывод, через С823 на 34 вывод, через внутренний усилитель (L+R) и ФНЧ на 29 вывод, через 73-мкс deemphasis схему на 28 вывод и далее на внутреннюю матрицу.

Канал (L-R): 1 вывод IC810, через ФНЧ на 37 вывод, через С823 на 34 вывод, через стереодетектор на 40 вывод, через регулятор уровня (RV316) на 41 вывод, через ФНЧ на 24 вывод. С 24 вывода IC810 сигнал (L-R) подается на схему шумоподавления dbxNR и, после обработки в этой схеме, подается на 27 вывод IC810 и далее на внутреннюю матрицу. После матрицирования сигналов (L+R) и (L-R) на выходах (22 и 23 выводы) IC810 появляются звуковые стереосигналы правого (R) и левого (L) стереоканалов, поступающие далее на схему звукового контроллера IC870.

Канал SAP: 1 вывод IC810, через полосовой фильтр SAP и ЧМ-демодулятор SAP на 25 вывод, через установочный резистор (RV814) уровня сигнала SAP на 26 вывод, через другой внутренний ФНЧ на 24 вывод. С 24 вывода IC810 сигнал SAP подается на схему шумоподавления dbxNR и, после обработки в этой схеме, подается на 27 вывод IC810 и далее на внутреннюю матрицу, где сигнал SAP обрабатывается как обычный моносигнал.

Обратим внимание, что внешние элементы канала демодулирования SAP и схемы опознавания сигнала SAP подсоединены к 3 и 14 выводам IC810.

В совмещенном режиме каналы обработки сигналов (L+R) и SAP те же самые, за исключением того, что матрица обрабатывает SAP как правый звуковой стереосигнал, а (L+R) как левый звуковой стереосигнал.

8.4.2. Схема шумоподавления

На рис. 8.9 представлена принципиальная схема цепи шумоподавления, используемая в некоторых моделях телевизоров Sony (типа KV-1981 R). Как видно из этого рисунка большинство функций по шумоподавлению выполняется двумя микросхемами: IC830 (dbxNR) и IC840 (матрица). Такая схема цепей шумоподавления используется в значительном количестве моделей ТВ-приемников многих изготовителей. Выше мы уже обсуждали работу таких цепей, так что здесь мы не будем останавливаться на них подробно. Цепи dbxNR мы приводим здесь, чтобы показать их подключение к цепям МРХ-декодера (рис. 8.8).

SAP и стереосигнал (L-R) подаются на вход схемы шумоподавления через буфер Q831. Транзистор Q831 и его обвязка обеспечивают фиксированный deemphasis поступающих сигналов. Сигналы SAP и L-R подаются через LPF нa 3 вывод IC830 (на один rms-детектор), а через Q830 и ФВЧ — на 20 вывод IC830 (на другой rms-детектор).

Спектральный deemphasis сигналов выполняется внутри IC830. После спектральной коррекции сигнал с 15 вывода IC830 подается на 2 вывод IC840 и далее с 1 вывода IC840 обратно через 5 вывод в IC830 в цепи широкополосной обработки.

Рис. 8.9. Принципиальная схема цепи шумоподавления телевизора SONY (KV-1981R)

После широкополосной обработки сигнал с 8 вывода IC830 поступает на 6 вывод IC840 и далее с 7 вывода IC840 — в схему МРХ-декодера (27 вывод IC810). Установочный резистор регулировки постоянной времени RV830, подключенный к 1 выводу IC830, устанавливает синхронизацию сигнала (L-R) (т. е. выходной сигнал генератора постоянного тока, от которого питаются rms-детекторы). VD — регулировка выполняется с помощью переменного резистора RV831, подключенного между 15 и 16 выводами IC830. С помощью регулировочного резистора RV832, подключенного между 6 и 7 выводами IC840, устанавливается усиление выходного сигнала схемы шумоподавления, поступающего на вход МРХ-декодера.

8.4.3. Селектор входных аудиосигналов

На рис. 8.10 представлена принципиальная схема аудиоконтроллера телевизора SONY, выполняющая функции селектора входных аудиосигналов. Левый и правый стереосигналы со звуковых выходов МРХ-деко-дера IC810 поступают на входы аудиоконтроллера IC870 (выводы 1 и 3). Левый и правый стереосигналы с внешних звуковых вводов телевизора (см. раздел 10.6) поступают на другую пару входов аудиоконтроллера IC870 (выводы 25 и 26). Логическая схема, встроенная в IC870 и подключенная к ее 8 выводу, определяет, который из звуковых источников используется. Порядок внутренних коммутаций в аудиоконтроллере определяется командами центрального микропроцессора по состоянию звукового переключателя S870.

Например, если S870 установлен в положение, когда принимается телевизионный звуковой сигнал, соответствующий вывод центрального микропроцессора подсоединяется к «земле». При этом на командном выводе центрального микропроцессора вырабатывается напряжение низкого логического уровня, поступающее на базу Q874, который закрывается. На 8 выводе IC870 оказывается напряжение высокого логического уровня, и ТВ-звуковой сигнал с 1 и 3 выводов передается на 16 и 17 выводы IC870 и далее на выходную НЧ-схему (рис. 8.11). Другая пара входов подключается к выходам аудиоконтроллера, когда S870 установлен в положение ЕХТ. В этом случае на командном выводе центрального микропроцессора вырабатывается напряжение высокого логического уровня, которое открывает ключ Q874. На 8 выводе IC870 образуется напряжение низкого логического уровня, и внутренний коммутатор аудиоконтроллера подключает входы 25 и 26 внешнего звукового сигнала к выходам 16 и 17.

Независимо от того, какой входной звуковой сигнал выбран, в данном аудиоконтроллере происходит регулировка громкости тембра и баланса. Регулировка тембра и баланса осуществляется вручную с помощью установочных резисторов RV870, RV871 и RV872. Электронная регулировка громкости осуществляется сигналом с центрального микропроцессора. (Электронные регуляторы громкости мы обсудим далее.)

Рис. 8.10. Принципиальная схема аудиоконтроллера телевизора SONY (KV-1981R)

Рис. 8.11. Принципиальная схема выходной цепи НЧ телевизора SONY (KV-1981R)

Рис. 8.12. Типичные конфигурации устройства системы объемного звука

8.5. Цепи Surround Sound

На рис. 8.12 показаны некоторые типичные конфигурации устройства системы объемного звука, которые поддерживаются современными стереофоническими телевизорами, видеомагнитофонами и другими видеоакустическими аппаратами. Применяя системы объемного звука (который непосредственно не связан только со стерео ТВ), вполне возможно моделировать звук в современных кинотеатрах и построить себе личный домашний кинотеатр.

В этом разделе мы остановимся на кратком рассмотрении трех, пожалуй самых популярных, объемно-звуковых конфигураций: объемной матрице, матрице «холлов» и системе Dolby Surround. Заметим, что эти конфигурации в литературе могут фигурировать под другими названиями (объемная музыка, монофоническое расширение, псевдостереозвук, объемное запаздывание звука и т. д.) и могут обеспечиваться как встроенными схемами объемного звука (в ТВ, ВМ или стереоприемнике), так и внешними аудиопроцессорами объемного звука. И, конечно, хотя все вышеупомянутые конфигурации дают эффект объемного звучания, только системы Dolby (Dolby Surround или Dolby Prologic) способны к декодированию объемного звука, записанного на видеопленке, при просмотре видеофильма (или когда в системе Dolby передается звуковое сопровождение телепередачи).

8.5.1. Объемная матрица

На рис. 8.1 ЗА показана базисная схема объемной матрицы. Можно сказать, что такая схема извлекает «объемную» информацию из пары сте-реосигналов, используя различие между сигналами правого и левого сте-реоканалов. Когда включен переключатель громкоговорителей «А», подсоединяются оба передних громкоговорителя и воспроизводится нормальный стереосигнал. Когда включен переключатель громкоговорителей «В», подсоединяются оба тыльных громкоговорителя и нормальный стереосигнал воспроизводится этими громкоговорителями. Когда включены одновременно оба переключателя, и «А» и «В», передние громкоговорители воспроизводят нормальный стереосигнал, в то время как тыльные громкоговорители воспроизводят разницу сигналов левого и правого стерео-каналов (по существу, сигнал аналогичный сигналу (L-R) стереотелеви-дения).

Если тыловые (В) громкоговорители помещены позади слушателя (рис. 8.12), «объемность» как бы моделируется или синтезируется. Существует большое число систем объемных матриц, в которых используется дополнительное усиление звуковых сигналов. В некоторых конфигурациях объемных матриц (с увеличенным коэффициентом усиления) с переднего левого громкоговорителя воспроизводится сигнал (2L+R), с переднего правого — (2R+L), с тыльного левого — (2L-R) и с тыльного правого — (2R-L).

Рис. 8.13. Базисная схема объемной матрицы (А) и матрицы «холлов»

8.5.2. Объемная матрица «холлов»

Конфигурация, реализующая «объемный звук холла» или матрица «холлов» (рис. 8.12В), подобна базисной конфигурации объемной матрицы, за исключением того, что звук к тыловым (объемным) громкоговорителям подается с некоторым временным запаздыванием, что создает имитацию акустических условий больших помещений (например, создается иллюзия нахождения слушателя в концертном зале, что и дало название Hall Surround). Временное запаздывание звука в тыловых громкоговорителях вызывает также звуковые реверберации (в определенных областях окружающего пространства).

8.5.3. Dolby Surround

Для принципиального понимания любой из систем Dolby Surround (обычно расположенных во внешних процессорах объемного звука, а не встраиваемых в схему телевизора) рассмотрим основы стереокодирования и декодирования в системе Dolby. Базовая схема цепей декодирования стереосигналов, записанных в системе Dolby Surround представлена на рис. 8.14. Обратите внимание, что четыре звуковых канала звука закодированы только на две звуковых дорожки.

Dolby-декодер получает звуковую информацию, получаемую от вычитания сигналов правого канала из левого (L-R). В отличие от конфигураций Hall Surround или объемной матрицы, в системе Dolby вырабатывается звуковой сигнал центрального канала, получаемого из суммы левого и правого каналов (L+R). Монофонический центральный канал предотвращает акустический «провал» звука в центральном пространстве между правым (R) и левым (L) громкоговорителями, когда они далеко разнесены друг от друга.

Аналогично тому, как в матрице «холлов» используется задержка звука, и с декодера Dolby на выход Surround звук поступает задержанным по времени. Задержка (15 и 30 мс.) не должна быть слишком продолжительной, чтобы мог проявляться эффект Хааса. (Эффект Хааса заключается в том, что слухом идентифицируется тот звуковой источник, из которого звуковая информация поступает раньше в наше ухо, и игнорируется такая же звуковая информация, поступающая в наше ухо от другого звукового источника, но позже.)

В отличие от матрицы «холлов» частота отсечки объемного звука в Dolby-декодере составляет только 7 кГц в модифицированной форме стандарта Dolby В (5 dB при Dolby-обработке и обычно 10 dB — в нормали Dolby В). В дополнение к обеспечению шумоподавления модифицированная система Dolby предохраняет тыловой сигнал объемного звука от изменений передних звуковых сигналов L и R.

Рис. 8.14. Базисная схема цепей декодирования стереосигналов Dolby Surround

8.5.4. Dolby Prologic

Наиболее развитой системой Dolby Surround является система Dolby Prologic, которая содержит схемы на активных компонентах, обеспечивающих логику управления обработкой аудиосигнала, записанного в системе Dolby. Как показано на рис. 8.15 эта логика управления является частью адаптивной матрицы (также называемая схемой направленных предыскажений и выполняемая в виде интегральной схемы). Логика управления «ощущает» направление, с которого происходит «преобладание звукового сопровождения» видеопрограммы (то есть направление, с которого по ощущению слушателя приходит наиболее громкий звук) и генерирует сигналы контроля (управления), которые регулируют увеличение усиления в соответствующем канале (левом, правом, центральном или Surround).

После попарного сравнения сигналов левого, правого, центрального каналов и канала Surround и логарифмирования значений генерируется пара биполярных сигналов управления. (Логарифмирование уровней сигнала используется, так как чувствительность человеческого уха также описывается логарифмическим законом.) Биполярные сигналы управления корректируют усиление восьми управляемых напряжением усилителей (VCA) (по четыре VCA для каждого канала). Общее количество сигналов контроля (управления), вместе с сигналами L и R, таким образом 10 (два стереосигнала и восемь выходных сигналов набора VCA).

Когда сигналы управления подаются на четыре канала вывода, то в сумме становятся доступными 40 направлений к отдельным звуковым компонентам. Разделение между любой парой каналов, смежных или противоположных, составляет около 30 dB. Prologic-декодеры — двухскоростные устройства. В случае когда доминирует только один звуковой источник, цепи Dolby Prologic находятся в медленном режиме. Если же имеются два различных доминирующих звуковых источника, цепи Dolby Prologic входят в режим быстрого временного разделения, когда они попеременно управляют одним и другим источником. Декодер Prologic переключается между двумя источниками настолько быстро, что реально коммутационный эффект оказывается незамеченным слушателем.

8.5.5. Поиск неисправностей в цепях объемного звука

Вопрос поиска неисправностей в звуковых цепях систем объемного звука является, по существу, вопросом проверки прохождения звукового сигнала в цепи, даже для схем с использованием достаточно сложных цепей Dolby Prologic. Сложнее проверять такие цепи, когда требуется корректировка и настройка. Конечно, в этих случаях при настройке должны использоваться процедуры, которые приведены в сервисной литературе, хотя следует отметить, что, наверное, многое зависит от вкуса слушателя, и поэтому вряд ли можно привести общую или типичную настройку «объемного звука». Следует также обратить внимание, что некоторые схемы (особенно процессоры Surround с Dolby Prologic) имеют встроенный генератор тестового сигнала, который моделирует сигнал, записанный в системе Dolby.

Рис. 8.15. Цепи системы Dolby Prologic

Рис. 8.16. Схема Surround Sound телевизора HITACHI

8.5.6. Типичные цепи объемного звука (Surround-sound)

На рис. 8.16 и 8.17 приведены некоторые типичные схемы Surround-sound, входящие в состав звуковых каналов современных телевизоров (в данном случае фирмы HITACHI).

Схема Surround-sound на рис. 8.16 подает компоненты разностных звуковых сигналов (L-R) и (R-L) на встроенные стереогромкоговорите-ли таким образом, чтобы звук «присутствия» исходил с обеих сторон телевизора. Стереосигналы левого и правого каналов (L и R) подаются на разные плечи дифференциального усилителя, собранного на транзисторах Q4051 и Q4052. На соответствующих коллекторах этих транзисторов получаются разностные сигналы (L-R) и (R-L), которые через буферы Q4054 и Q4055 добавляются к исходным сигналам L и R соответственно. Результирующие суммарные звуковые сигналы выводятся далее на громкоговорители (через соответствующие схемы стереоусилителей НЧ).

Эффект объемного звука включается, когда открывается электронный ключ на транзисторе Q4056 (напряжение высокого логического уровня на базе) сигналом из микропроцессора тюнера (для данной специфической модели, а обычно сигналом с центрального микропроцессора). С помощью установочного резистора R4057 Surround adj выравниваются ампли-туды сигналов L и R, подаваемых на дифференциальный усилитель Q4051/Q4052 в монофоническом режиме для того, чтобы в этом режиме схема Surround-sound не выдавала на выход, лишних в этом случае, разностных звуковых сигналов.

В схеме, представленной на рис. 8.17, звуковые стереосигналы R и L, поступающие из коммутатора сигналов, подаются непосредственно на схему регулировки звука (и далее на громкоговорители) при условии, что переключатель Surround S4051 установлен в положение «OFF» (базы транзисторов Q4051 и Q4052 дифференциального усилителя замыкаются на «землю» через R4075). Когда S4051 установлен в положение ON, дифференциальный усилитель Q4051/Q4052 включается, и из стереосиг-налов R и L, подаваемых на базы транзисторов, вырабатывается на коллекторе Q4051 сигнал (L-R), а на коллекторе Q4052 — сигнал (R-L). Эти (R-L) и (L-R) дополнительные сигналы объединяются с исходными стереосигналами R и L, чтобы вызывать у слушателя эффект объемного звучания.

 Продолжение главы 8 >>

Глава 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9.

На главную