ЗА ГЕРАКЛОВЫМИ СТОЛБАМИ

на главную      содержание

Существование Атлантиды — плод фантазии или исторический факт? «На острове Атлантида существовала большая и удивительная держава во главе с государем, которой были подчинены многие другие острова и области на материке»: с тех пор как греческий философ Платон поведал в своих трудах о легендарной Атлантиде, это давным-давно исчезнувшее островное государство не дает историкам покоя. Где находилась сказочно богатая и могущественная империя, достигшая высокого уровня культуры и в течение одного дня и ночи ушедшая под воду? Более 2300 лет люди ищут исчезнувший мир Атлантиды во всех точках земного шара, но до сего дня поиски ничем не кончились.

о. Санторин — затонувшая Атлантида? Некогда извержение вулкана уничтожило греческий остров и под толстым слоем пепла погребло город Акротири, принадлежащий минойской культуре. После этого о. Санторин долгое время был необитаем, пока около 900 г. до н. э. здесь не осели дорийские племена.

Не были ли принадлежащие Португалии Азорские острова частью мифической Атлантиды?

Атланты были воинственными выходцами с севера, завоевавшими на кораблях Средиземное море?

Азорские острова, их массивные вулканы с отвесными склонами были известны еще с античных времен.

Один египетский жрец, «человек древнего возраста», сокрушался по поводу детской наивности своего гостя из Греции — Солона около 600 г. до н. э. «Ах, Солон, Солон! Вы, эллины, сущие дети. Нет грека, который бы достиг зрелого возраста...». Солон совершил путешествие на берега Нила в страну древней культуры, дабы получить знания, и оставил записи.

Теперь нам вполне понятна причина недоразумений, возникших между гостем из Эллады и жрецами. Грек, похоже, мыслил предметно и логично, а египетское духовенство жило духовной жизнью в довольно сложной системе мистических миров. Древний Египет был могущественным государством, что накладывало отпечаток на чисто рациональную и материальную сферу. В частности, Египет имел широкие контакты с чужими народами. Египтяне были умелыми кораблестроителями и предпринимали далекие путешествия по Средиземному и Красному морям, а также вдоль восточного побережья Африки. Они занимались торговлей, но иногда им приходилось воевать.

Часть письменных и устных сообщений о таких походах, с которыми Солон познакомился в Египте, носила мистический характер. Солон, не умевший отделить реальное от мистического, должен был либо принять все за мифологические выдумки, либо за чистую монету. Он же был доверчив как незрелое дитя. Возвратившись на родину в Грецию, Солон рассказал своему другу Дропиду все, чему научился у египтян. Тот впоследствии передал знания своему сыну. Когда сын Дропида достиг 90-летнего возраста, он передал древнеегипетские предания своему 9-летнему внуку Кри-тию. Племянником этого Крития позже оказался знаменитый греческий философ и писатель Платон — человек, наделенный непреодолимым любопытством.

Солон понимал или догадывался о мистическом содержании полученных сведений. Но за неполные 300 лет среди хранителей предания хотя бы один искажает текст так, что после него невозможно было бы отделить символическое от реального. Такие, уже искаженные сказания Платон записал незадолго до смерти в 347 г. до н. э. Они составили двадцать страниц диалога «Критий» и вошли в трактат «Тимей». Записи Платона остались незавершенными. Он задумывал их как трилогию, последней частью должен был стать диалог «Эрмократ». Но смерть настигла философа раньше.

Предания Древнего Египта

Платон сам был мистиком, и, вероятно, египетские предания говорили ему многое. По воспоминаниям Страбона, Платон как-то признался, что отнюдь не склонен считать египетскую легенду выдумкой. Таким образом он не исключал, что она опирается на реальные факты, но прежде всего он верил в миф.

В диалогах Платона повествуется об Атлантиде. Эта тема и сегодня, спустя более двух тысячелетий, вызывает интерес. Вот коротко суть легенды: по ту сторону Геракловых столбов, — как во времена Платона называли Гибралтарский пролив, — лежала могущественная империя. Она представляла собой союз народов, объединенных в десять царств. Центром империи служил небольшой остров в «Атлантическом море» под названием Базилейя. Повелители царства владели еще многими островами, территориями на материке.

«Собрав воедино силы, — рассказывали египетские жрецы Солону об Атлантиде, — ее правители однажды затеяли военный поход с целью покорить вашу и нашу земли вместе со всем Средиземноморьем. В этих обстоятельствах, о, Солон, войско твоего родного города Афин прославилось среди других народов отвагой и способностями. Ибо, несмотря на превосходящую доблесть и воинское искусство армия афинян, — стоявшая поначалу во главе греческой рати, а потом в силу обстоятельств вынужденная полагаться только на свои силы, — попала в очень тяжелое положение, но все же смогла одолеть нападавших и отстояла нашу свободу. Однако затем начались сильные землетрясения и потопы, и греческое войско в течение одного ужасного дня и ночи провалилось под землю. Та же участь постигла и Атлантиду — она погрузилась в морские пучины. Из-за того, что на месте затонувшего острова на небольшой глубине скопилось множество грязи и ила, туда невозможно добраться и провести исследования».

На рельефе стены погребального храма египетского фараона Рамсеса III в Мединет-Хабу   (1198-1166 гг. до н. э.) изображено вторжение «морских племен» в район восточного Средиземноморья. Возможно, эти воины были теми» кто уцелел после катастрофы Атлантиды?

Первое письменное свидетельство

Далее легенда повествует об обрядах жертвоприношения и обычае устраивать бои быков, о встречах царей и правосудии в древней Атлантиде и превозносит атлантов как ловких спортсменов, бойцов и мореплавателей. Предание подробно повествует о строительстве столицы Атлантиды, имевшую кольцеобразную планировку: три водных кольца перемежались двумя земляными, посередине возвышался холм, на котором стояли дворец правителя, храмы Посейдона и Клейто. Предание также сообщает о подземных пристанях, о висящих каналах, о стенах, излучавших золотое сияние, о великолепных садах и выдающихся произведениях искусства, например, о статуях из чистого золота. На центральном холме были два священных источника, из одного шла горячая, из другого холодная вода. Армия атлантов носила тяжелое вооружение; на поле боя с флангов ее прикрывали лучники и многочисленная кавалерия, войско располагало 10 000 боевых колесниц и флотом из 1200 судов. Однако с момента исчезновения Атлантиды до времени посещения Солоном Египта прошло, по мнению египетских жрецов, не менее 8000—9000 лет.

Кое-что в этой легенде могло соответствовать истине, но только не приведенный срок. Дело в том, что инструменты и оружие атлантов были сделаны из железа, а оно входит в употребление лишь со II тысячелетия до н. э. Данный анахронизм был подмечен еще в 1700 г. ректором университета г. Уппсалы Олафом Рудбеком. Он объяснял его тем, что указанные Платоном «8000 лет» в действительности следует считать месяцами, так как египтяне во времена Солона пользовались месячным, а не годичным календарем. В этом случае описываемые события, по мнению ученого, должны были происходить в середине XIII в. до н. э. Так, в легенде об Атлантиде неожиданно появилась исходная точка.

На протяжении длительного времени исследователи Атлантиды не оставляли попыток обнаружить местонахождение легендарного царства или, по крайней мере, локализовать район поисков. Нет такой островной группы в Атлантике или в Средиземном море, которые бы не объявлялись остатками Атлантиды и тщательно не исследовались. Изобилие несостоятельных, а порой просто путаных гипотез привело к тому, что на протяжении десятилетий ни один серьезный ученый не решался касаться этой темы.

Новые гипотезы с разгадкой тайны Атлантиды предлагают ясновидцы, толкователи сновидений, фантасты. Тем не менее в потоке спекуляций относительно Атлантиды существует исключение, к которому следует отнестись со всей серьезностью. Согласно убедительной гипотезе Олафа Рудбека, легендарное царство ушло под воду в середине XII столетия до н. э., и орды воинственных атлантов обрушились на средиземноморские страны. Речь, наверное, может идти о тех же морских племенах, которые, в частности, напали на Корсику. Историки называли их родиной различные места: Палестину, острова Эгейского моря, остров Крит, Грецию, Фессалию и Македонию. Но эти предположения были ошибочными: ни в одной легенде не говорится, чтобы кто-то нападал на их собственную страну. Все перечисленные области подверглись военному нападению около 1200 г. до н. э. На большом барельефе в египетском храме Мединет-Хабу, изображающем морское сражение, отчетливо видно, что воинственные морские племена вооружены необычным образом: длинные мечи с характерной рукоятью, рогатые или увенчанные перьями шлемы, своеобразные круглые щиты, корабли, у которых носовая часть и ахтерштевень выполнены в форме длинной лебединой шеи со стилизованной птичьей головой на конце. Корабли напоминают суда южно-скандинавских наскальных рисунков.

Странный ландшафт и необычная форма острова Санторин — следствие чрезвычайной по масштабам природной катастрофы, происшедшей около 1500 г. до н. э. Страшное вулканическое извержение раскололо остров на части и погребло его остатки под метровым слоем пемзы.

Вид сверху на остров Санторин. Его полукружье вместе с прилегающими островами Теразия и Аспронизи образует остатки кратера. Извержение вулкана привело к тому, что внутренняя часть острова ушла глубоко под воду.

В национальном музее Копенгагена выставлены мечи бронзового века, принадлежащие северным народам. По форме они удивительно похожи на образцы колющего оружия морских племен.

Можно ли отождествлять катастрофу острова Санторин с мифическим исчезновением Атлантиды? Действительно, высокий уровень минойский культуры до разрушения острова соответствует свидетельству Платона; но по его же утверждению, легендарное островное государство должно было находиться в Атлантическом океане.

Среди экспонатов музея можно также увидеть бронзовый гребень, украшенный головой человека в оперении или в ореоле лучей.

На соседнем с Корсикой острове Сардиния, в нурагах — характерных для острова башенных сооружениях — были обнаружены небольшие бронзовые статуэтки, изображающие вооруженных воинов. Судя по круглым щитам, своеобразным рукояткам мечей и рогатым шлемам, можно однозначно предположить, что это морской народ. Роговидные детали на их головных уборах особенно вытянуты и заканчиваются круглыми набалдашниками. Точно такой же шлем археологи нашли на датском острове Зеландии!

Выходит, племена, населявшие южную Скандинавию и Данию около 1200 г. до н. э., большими отрядами выступили в поход с целью завоевать Средиземноморье? Надпись в храме Меди-13 нет-Хабу гласит: «Ни одна страна не могла сдержать их натиск, Хатти (Хеттское царство), Коде (местность в Малой Азии), Каркемиш (область, прилегающая к Евфрату), Йерет (о. Крит?) и Йерес (о. Кипр) были разрушены в течение одного похода. Они встали лагерем в земле аморитов (египетская провинция), поубивали всех жителей и разорили эту землю так, слово ее никогда не было. Они пришли на место и расположились перед огнем, разожженном в специально приготовленном огражденном месте... Они положили руки на ограждение и говорили, преисполненные уверенности: «Наши планы сбудутся!»

Воинственные морские племена

Из повествования видно, что завоевателей было немало. Если народы Северной Европы действительно вторглись в указанное время в район Средиземноморья, то не отдельными группами, а в большом количестве, покинув свою историческую родину. И в самом деле: на примыкающих к Дании островах и Скандинавском полуострове ученые обнаруживают крайне мало предметов, относящихся ко второй половине XIII столетия до н. э. Прежние жители оставили эти земли. Но что подвигло их на внезапное бегство? В 1911 г. климатолог Д. Вильдванг писал в своей книге о «Доисторической катастрофе на немецком побережье Северного моря»:

«Со всей неистовой силой Северное море нахлынуло на побережье, в первый раз... перевалив через кромку коренного берега и затопив землю солеными потоками, привело к уничтожению всего живого. Похоже, что уже после первого натиска моря от богатых лесов почти ничего не осталось... Останки поваленных деревьев повсюду своими кронами обращены на восток, что подтверждает наше предположение о катастрофическом урагане, пришедшем с запада». Д. Вильдванг подкрепляет свои выкладки многочисленными выемками грунта на торфяниках и находками, сделанными при строительстве каналов и шлюзов в Северной Германии. Великая природная катастрофа, вероятно, разыгралась в последней трети II тысячелетия до н. э., в то самое время, когда произошли извержения многих крупных вулканов Европы. Санторин выбросил более 130 км3 расплавленных горных пород и горячего пепла, проснулась Этна, мощные потоки лавы вылились в море из вулканов Синайского полуострова и Исландии. Подводные землетрясения породили гигантские волны.

Невероятное количество мелкого пепла с огнедышащих гор поднялось высоко в атмосферу и затмило солнце. В результате произошло резкое понижение температуры.

Похоже, разрушительная катастрофа, особенно поразившая страны вокруг Северного моря, определила его кельтское название маримаруса, греческое — таласса некрон и некрос понтос и римское — маре мортуум. Все эти названия переводятся как Море мертвых. В любом случае, радикальное изменение климата и продолжительное наводнение оказались для древних жителей Северной Европы серьезной причиной, чтобы оставить свою опустошенную родину и пуститься на поиски нового пристанища. Этим обстоятельством можно объяснить внезапное появление около 1200 г. до н. э. в районе Средиземноморья целых полчищ морских племен, чье вооружение, головные уборы и корабли столь поразительно похожи на аналогичные изделия северных народов. Могут ли эти взаимосвязанные явления пролить свет на истинную подоплеку преданий об Атлантиде? Пастор, специалист по ранней истории, археолог из Южной Германии Юрген Шпа-нут потратил не один год на скрупулезную научную проработку данного вопроса и опубликовал в 1953 г. книгу под названием «Разгаданная Атлантида». Он отождествил морские племена с атлантами из платоновской легенды и указал местонахождение острова Базилеи — резиденции правителя исчезнувшего царства: восточнее о. Гельголанда. Экспедиции на небольшой глубине на каменном грунте действительно обнаружили там остатки стен, воздвигнутых руками человека.

Не хотел ли Платон, рассказывая об Атлантиде, спроектировать модель идеального государства?

 

После разрушительного вулканического извержения остров Санторин в течение столетий оставался необитаемым. Пришедшие на него впоследствии дорические племена основали город Тера, который был населен еще в первые века нашей эры.

Море мертвых

Ю. Шпанут в подтверждение своей гипотезы приводит обширный фактический материал, неопровержимо доказывающий идентичность воинственных морских племен с древними приморскими жителями Северной Европы: ученый указывает на поразительное соответствие платоновского описания жизни атлантов со следами бронзовой культуры Скандинавии и Дании — вплоть до параллелей между упомянутой в легенде природной катастрофой и ужасным опустошением, действительно произошедшим в Северной Европе около 1220 г. до н. э.

Работа Ю. Шпанута получила признание в профессиональном мире. Однако вскоре научный мир взбунтовался и оскорбительно объявил пастора лжецом и распространителем «законченной чепухи», даже не попытавшись опровергнуть его позицию.

Атлантида около о. Гельголанд?

Общественность присоединилась к громогласным обвинениям профессоров. В конце концов, оказавшись в безвыходном положении, пастор был вынужден подать на своих противников жалобу. Газета «Франкфуртер Рундшау» от 2 декабря 1960 г. прокомментировала решение суда следующим образом: «Ввиду необоснованности позиции обвиняемой стороны, после слушания дела в земельном суде в г. Фленсбурге десять профессоров по своей воле отказались от своих заявлений. Воистину незаурядное событие в жизни германской науки!» Разумеется, Ю. Шпанут обрел не только противников. Еще за шесть лет до приговора фленсбургского суда профессор д-р Штокар, известный специалист в области истории первобытного общества, в письме своему коллеге Йакобу-Фризену докладывал о брошюре, написанной теми десятью профессорами, которым впоследствии пришлось предстать перед судом. Брошюра была направлена против Ю. Шпанута: «Настоящая брошюра — не плод взвешенных и научно обоснованных рассуждений, а просто срам! Все их реплики не научны, плохо аргументированы. Это нескончаемая болтовня перепуганных куриц написана на поразительно низком уровне!.. Я в ужасе. Книжонка Вейля «Разгаданная Атлантида?» просто-напросто отрицает результаты всех исследований за прошедшие 20 лет!» Были и другие ученые, аргументировавшие свою позицию подобно профессору Штокару. Но, несмотря ни на что, ученые споры вокруг данных Ю. Шпанута не прекращаются и поныне.

на главную      содержание